Любой человек является потребителем – он покупает различные товары, пользуется какими-либо услугами. И то, и другое может оказаться не соответствующим требуемому уровню: продукты питания, проданные в магазине, оказываются просроченными, недавно купленная стиральная машина или микроволновая печь в скором времени выходит из строя, а на квартиру после ремонта страшно смотреть. Во избежание подобных ситуаций существует комплекс законодательных мер, которые предусматривают возмещение ущерба покупателям и клиентам в виде замены негодного товара качественным или возврата денежных средств. Этот комплекс мер называется защитой прав потребителей, реализовать его помогают юристы, специализирующиеся в данной сфере.

Права потребителей

Данное понятие включает в себя следующие права, которыми наделяется потребитель любых товаров и услуг:

  • приобретение товаров и получение услуг надлежащего качества;
  • получение безопасных товаров и услуг, не представляющих угрозы жизни и здоровью как самого потребителя, так и окружающих;
  • получение достоверной информации об оказываемой услуге или товаре, включая его производителя, состав, гарантийный срок и другие характеристики;
  • бесплатная замена или ремонт в течение гарантийного срока;
  • возмещение убытков.

Ответственность за соблюдение этих прав возлагается на продавца или поставщика услуг. Именно он обязан обеспечить надлежащее качество, сообщить клиенту без утайки все сведения – вплоть до наличия сервисных центров, в которые можно обращаться для гарантийного ремонта. Гарантийный срок имеется у всех технически сложных вещей и продавцы обязаны обеспечивать их бесплатный ремонт, если техника выходит из строя в течение этого времени. Наконец, продавец должен возмещать убытки, которые покупатель понес в результате покупки или получения услуги недостаточного качества. Суммы компенсаций устанавливаются законом, но если договор, заключенный между продавцом и клиентом, подразумевает более значительную сумму, выплатить компенсацию надлежит именно в таком размере.

Рукопожатие

Неподходящий товар

В ряде случаев покупатель имеет право вернуть с возвратом денег и качественный товар, если он по каким-то причинам не подошел, например, купленная в интернет-магазине одежда оказалась не по размеру. Такая норма распространяется только на непродовольственные товары и сделать это можно при следующих условиях:

  • прошло не более 14 дней с момента покупки;
  • потребительский вид товара сохранен;
  • не нарушена его комплектность, упаковка (при наличии таковой) – не повреждена, ценники находятся на положенных местах;
  • у покупателя сохранился документ, подтверждающий оплату.

Это правило распространяется не на все категории товаров, например, нижнее белье или лекарственный препарат надлежащего качества вернуть нельзя.

Защита прав

Как защитить свои права

Если потребитель считает, что его права нарушены, ему нужно обратиться в фирму, где это произошло, и попытаться мирно разрешить дело. В солидных компаниях, которые заботятся о своей репутации, обычно идут навстречу покупателям в таких ситуациях. Если же договориться не удалось, дальнейшая последовательность действий такова:

  • установка факта нарушения – нужно определить, что именно не устраивает (платье плохо сшито, бытовая техника не работает, официант в ресторане был недостаточно вежлив и т.п.);
  • составление письменной претензии в двух экземплярах, один из которых передается в фирму, а второй остается у клиента, причем сотрудники фирмы должны поставить на нем отметку о принятии.

Форма претензии произвольна, но в нем обязательно нужно указать фамилию, имя и отчество потребителя, причину обращения, требования, срок их исполнения. К обращению прилагают чеки, гарантийный талон или иные документы, подтверждающие факт покупки или получения услуги именно в этой компании. Если ее сотрудники отказались принять письменную претензию, ее отправляют по почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Если компания отказалась удовлетворить требования недовольного клиента или вообще не отреагировала на претензию в течение установленного срока, нужно обращаться в суд, составив исковое заявление. Если сумма иска составляет не более 1 000 000 рублей, истец освобождается от уплаты государственной пошлины.

Аналитика

Юридическая помощь

Защита прав потребителей имеет множество аспектов, которые не всегда понятны людям, далеким от юриспруденции. Например, в зависимости от характера нарушения нужно обращаться в различные государственные органы: в одних случаях речь идет о Роспотребнадзоре, в других – о Федеральной антимонопольной службе или полиции. Составить письменную претензию или исковое заявление так, чтобы не осталось лазеек для ответчика, тоже не так-то просто. Это лишь часть проблем, с которыми может столкнуться потребитель при защите своих прав. Решить эти и другие проблемы поможет компания Notion Konsalt, ее специалисты сделают все необходимое:

  • детально разберут любой случай нарушения прав потребителя;
  • подскажут способ их защиты, наиболее эффективный в данной ситуации;
  • помогут составить письменную претензию и исковое заявление в суд, а также собрать необходимые документы;
  • будут оказывать юридическую помощь и до суда, и во время его.

На счету компании несколько сотен выигранных дел, связанных с защитой прав потребителей. Notion Konsalt гарантирует результат, а стоимость ее услуг остается доступной.